Гражданское и патриотическое воспитание

Маршруты выходного дня "По местам боевой славы"

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Памятник воинской славы «Солдат»

Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма и гордости за свой народ

Задачи:

— познакомить с памятником воинской славы «Солдат»;

 — воспитывать бережное отношение к историческим памятникам;

— воспитывать чувство гордости за подвиг людей в годы Великой Отечественной войны.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Машерова. Улица Антонова. ГУК «Краснопольский районный историко-этнографический музей». ГУК «Краснопольский районный центр культуры». Памятник воинской славы «Солдат».

Ход экскурсии:

Начиная пешеходную прогулку, напомните ребенку о правилах безопасности на дороге, правилах поведения у памятника.

Предложите послушать четверостишие:

Стоит у края, у дороги,

С венком в руке солдат-герой,

Чтобы не знали мы тревоги

И помнили всегда с тобой.

Спросите у ребенка, где в нашем городском поселке можно увидеть такого солдата? Расскажите, куда пойдете сегодня.

Идя, расскажите, что много лет назад, летом, 22 июня 1941 года наш народ постигло большое горе – началась Великая Отечественная война, фашистская Германия напала на нашу страну. Все люди встали на защиту своей Родины. Многие не вернулись с той войны – отдали свою жизнь, что бы мы сегодня могли  жить под мирным небом.

Промежуточная точка: ГУК «Краснопольский районный историко-этнографический музей».

Расскажите ребенку, как называется это здание. Для чего оно предназначено. Объясните, что здесь можно увидеть много экспонатов, которые помогут узнать историю нашей малой родины. Предложите ребенку посетить музей в следующий раз.

Остановочная точка. Памятник воинской славы «Солдат».

Обратите внимание ребенка на памятник, рассмотрите скульптуру солдата, постамент к памятнику.

Прочтите стихотворение:

Он склонился низко-низко

У подножья обелиска

И венок расцвёл над ним

Жарким пламенным огнём.

Мир солдаты защищали,

Жизнь за нас свою отдали.

Сохраним в сердцах своих

Память вечную о них

Обратите внимание, что на мраморной плите высечены имена наших земляков, которые отдали жизнь за наше светлое будущее.

Ребенку можно задать вопросы:

— Что такое памятник?

— Кому ставят памятники?

— Как чтят память о погибших воинах? (Возлагают цветы, венки, чтят минутой молчания)

Предложите ребенку возложить цветы, которые вы принесли с собой, сделать фото на память возле памятника.

Придя домой, нарисуйте этот памятник. Составьте рассказ на тему «Солдат, не пришедший с войны». Предложите ребенку поделиться своими впечатлениями со сверстниками в группе и посетить это место.

Маршрут выходного дня для детей и родителей «Братская могила» (старший дошкольный возраст)

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о героях Великой Отечественной войны, защищавших Родину от фашизма.

Задачи:

 — расширить представления у детей старшего дошкольного возраста об историческом прошлом г.п. Краснополье, о значении охраны памятников для подрастающего поколения;

 — воспитывать чувство гордости и уважения к солдатам, защищавшим Родину в годы Великой Отечественной войны.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Машерова. Улица Антонова. Улица Советская. Городской сквер. Братская могила.

 

 

 

 

Ход экскурсии:

По дороге спросите у ребенка:

— Что он знает о войне?

— Как люди сохранили память о Великой Отечественной войне? (Героям Великой Отечественной войны посвящено множество стихотворений, песен, сняты фильмы, созданы музеи).

— Что такое памятник? (Расскажите, что памятник от слов «память», «помнить». Их возводят в честь героев войны).

— Для чего воздвигали памятники?

— Что такое война?

— Нужна ли она на земле?

— Почему нужен мир?

-Как называется день, когда мы празднуем победу над фашистской Германией?

— Как мы отмечаем День Победы?

Остановочная точка. Расскажите ребенку, что такое братская могила?

Обратите внимание на монумент «Братская могила». (Над могилой возвышается стела со звездой, на мраморной плите золотыми буквами высечены имена героев, павших в боях за Родину).

Прочтите стихотворение:

На братских могилах не ставят крестов

И вдовы на них не рыдают,

К ним кто-то приносит букеты цветов

И вечный огонь зажигают.

Здесь раньше вставала земля на дыбы,

А нынче – гранитные плиты,

Здесь нет ни одной персональной судьбы –

Все судьбы в единую слиты.

                                                                        В.Высоцкий

Уточните, кто похоронен в братской могиле?

Обратите внимание на цветы и венки, возложенные у подножия. (Люди разных возрастов и национальностей идут к братской могиле, чтобы почтить память солдат, отдавших жизнь за мир на земле, возлагают цветы и венки в знак благодарности).

Предложите ребенку тоже возложить цветы, которые принесли с собой, тихо постойте, почтив память погибших воинов.

Расскажите ребенку, что в этой братской могиле среди других солдат лежит Артамонов Иван Владимирович, гвардии майор, погибший при освобождении Краснополья от фашизма в 1943 году.

И сын Артамонова И.В. – Артамонов Валерий Иванович, который живет в городе Светлогорске, посетив могилу отца, посвятил стихотворение отцу, Краснополью, суровым годам войны.

Не вернулся отец

Не вернулся отец с войны

По весне в сорок пятом,

За свободу своей страны

Жизнь отдал он солдатом.

Стала пухом ему земля

Навсегда в Краснополье,

Здесь в войну стонали поля

От немыслимой боли.

Вся в воронках, в ранах земля,

Была красной от крови,

Здесь теперь стоят тополя

У могил, в изголовье.

Полевые цветы весной

Нежность дарят солдатам,

Мир они заслонили собой

От фашистов проклятых.

Души их не на небесах –

На полях битв кровавых,

Подвиг их будет жить в веках,

Не померкнет их Слава.

Придя домой, спросите:

— Где были?

— Кто лежит в братской могиле?

— Какую лепту внесли солдаты в сохранение мира на земле?

Предложите поделиться впечатлениями с другими членами семьи, друзьями в детском саду.

Предложите ребенку посетить  Государственное учреждение культуры «Краснопольский районный историко-этнографический музей», зал Боевой Славы.

Маршрут выходного дня "Природа моей малой родины"

Маршрут выходного дня для детей и родителей (законных представителей) Дендропарк. Государственное лесохозяйственное учреждение «Краснопольский лесхоз» (старший дошкольный возраст)

Цель: формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о дендропарке, как объекте где произрастают декоративные растения.

 Задачи:

— познакомить детей с дендрарием. растениями, которые растут на его территории;

— развивать интерес к познавательной деятельности;

— воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

Тип экскурсии (маршрута): пешеходная

Описание маршрута:

Улица Машерова. Улица Тимирязева. Дендропарк. Государственное лесохозяйственное учреждение «Краснопольский лесхоз»

Ход экскурсии:

Начиная пешеходную прогулку, напомните ребенку о правилах безопасности на дороге, правилах поведения в природе.

Предложите послушать четверостишие:

Что такое «Дендропарк»?

Это множество растений,

Горожанам — славный дар,

Что достоин восхищений.

Спросите у ребенка, куда мы пришли, что такое дендропарк? Расскажите, что дендропарк – это сад, в котором посажены декоративные и традиционные деревья и кустарники, за которыми ухаживают работники лесохозяйственного предприятия. Расскажите, что территория дендропарка не большая  и имеет форму ели.

Остановочная точка. Экскурсия по дендропарку.

Предложите ребенку посмотреть, какие деревья и кустарники здесь растут, что на каждом дереве есть табличка, на которой написано название и краткая информация о нём. Предложите ребёнку назвать знакомые растения.

Расскажите, что дендропарк был заложен в 2014 году. И с каждым годом количество хвойных и лиственных деревьев увеличилось. Сегодня в дендропарке растут: туя западная, можжевельник обыкновенный, сосна обыкновенная, сосна черная, ель обыкновенная, пихта европейская, барбарис, лиственница и другие. Украшают дендропарк экологические архитектурные формы, декоративный сухой пруд, беседки и скамейки для отдыха посетителей. (Поэтапные рассматривание объектов с последующей беседой).

 

Спросите, как можно отличить дерево от кустарника? (деревья – высокие, у них один ствол, покрытый корой; кусты – низкие, имеют несколько стволов).

— Спросите у ребёнка, как одним словом можно назвать деревья, которые покрыты листьями? (лиственные).

— Какие лиственные деревья он знает? (ответ ребёнка)

— Какие хвойные деревья он знает? (ответ ребёнка)

— Какую пользу приносят деревья человеку? (деревья очищают воздух, делают его свежим, из древесины люди делают мебель, строят дома).

Предложите ребенку вспомним, из каких частей состоит дерево (корень, ствол, крона).

— Для чего корни дереву? (Это опора дерева, чем старше дерево, тем глубже и мощнее его корни, с помощью корней деревья питаются).

Расскажите ребёнку, что вырастить дерево, это долгий и кропотливый труд. Сначала семена высевают в теплицах, а затем саженцы высаживают в открытый грунт питомника, а потом на подготовленную площадь. Для этого необходимо трудится многим людям.

Спросите у ребёнка, что ему понравилось больше всего? Пусть вспомнит, как называется место, где  вы были? (ответы ребёнка). Сделайте фото на память.

Придя домой, нарисуйте с ребёнком дерево, которое запомнилось больше всего. Поиграйте в игру «С какого дерева листок».

Предложите ребенку поделиться своими впечатлениями со сверстниками в детском саду и посетить это место.

Книга памяти»

В Год исторической памяти в период с начала апреля
по сентябрь текущего года
в Министерстве труда и социальной защиты проходила акция-эстафета «Горжусь подвигом ветерана-земляка».
В рамках акции были сняты видеоролики с рассказами ветеранов ВОВ, узников, жителей блокадного Ленинграда
и свидетелей войны, с воспоминаниями ихродственников, с авторскими сюжетами работников социальных учреждений.

Данные видеоролики легли в основу электронной «Книги памяти», которая была сформирована ко Дню народного единства. Книга, помимо ссылок на видео, содержит краткое описание о героях сюжетов, а их порядка 60. Эти истории невозможновоспринимать равнодушно. Они трогают до глубины души и навсегда врезаются в память.

Видеоролики подготовили сотрудники учреждений социального обслуживания системы Минтруда и соцзащиты: самостоятельно разработали сценарии, зачастую брали интервью у очевидцев военных событий, занимались съемкой и монтажом. И все для того, чтобы сохранить невероятно ценные данные о войне.

Электронная «Книга памяти» доступнапо ссылке https://www.mintrud.gov.by/ru/kniga-pamyati-ru и QR-коду.